bash_m_ak: (Default)
[personal profile] bash_m_ak
Статистические данные всегда смотреть интересно. Некоторые - очень интересно, поскольку в них, как в зеркале, отражается история нашей страны - те или иные решения руководства, моментально отражаются в цифрах. По проблемам продовольствия постоянно идут баталии в Интернете, поэтому посмотреть как оно было - интересно и сейчас. Для выяснения, воспользуемся http://faostat.fao.org и калькулятором инфляции, переведя все цифры в доллары 2009 года.
Итак экспорт(пунктир) и импорт(сплошная линия) продовольствия в СССР-РФ (млрд долларов 2009).

Хорошо виден бугор в импорте, связанный с отставкой Хрущева и замирение народа хавчиком. Глядя на график, еще более понятно становится почему продовольственная программа (и лавинообразное распространение талонов) появилась в 1982. Пик импорта - 1981г -  пик коммунизма. Интересно также посмотреть - что же импортировал СССР и что импортирует РФ.
Импорт СССР в 1981г в текущих ценах(тыс долларов).
1Пшеница3439124
2Сахар непереработанный3200023
3Кукуруза2374681
4Ячмень711564
5Сахар рафинированый694879
6Говядина677000
7Вино587121
8Сорго558801
9Мука пшеничная555911
10Рис молотый546586
11Сигареты536360
12Шерсть530240

И РФ 2007г в текущих ценах (тыс долларов)
1Свинина1397911
2Сахар непереработанный1106621
3Телятина без костей1025160
4Крепкий алкоголь1017230
5Куриное мясо953957
6Табак необработанный865156
7Сыры из цельного молока776483
8Говядина744229
9Бананы584486
10Вино578715
11Помидоры534742
12Пальмовое масло455401

Для РФ я выкинул из списка первой дюжины два объединяющих пункта:   6-сырье и 10-другие приготовленные продукты.
Давайте сравним. Сразу видно, что сахар табак и вино вынуждены были импортировать как СССР, так и РФ. В СССР основная часть - зерно и продукты его переработки. В РФ - мясо. Для РФ, также характерно, что основные деньги тратятся не просто чтобы поесть, а чтобы поесть/выпить со вкусом - шотландский виски, французский сыр, аргентинская телятина.
Часто слышатся возгласы - какая разница, раньше импортировали зерно, теперь импортируем мясо. А разница вот такая:
Импорт-экспорт (зерно и продукты переработки+мясо и продукты переработки) в тыс. долларов 2009 для РФ и СССР

разница видна невооруженным глазом. И это при том, что закупаем мы дорогое мясо.

Есть, в импорте продовольствия один пункт, присутствующий практически во всех странах вне зависимости от продуктивности сельского хозяйства - овощи и фрукты. Каким бы ни было с/х Германии, Швеции, Ирландии, а от природы не уйдешь - фрукты и овощи вызревают в строго определенный период, а потребляются круглогодично.  Помните в СССР постоянные статьи про авитаминоз, бегающие по лесам толпы народу, пытающиеся заготовить дары природы на зиму - это все следствие того, что фруктов и овощей СССР закупал мало.Как это выглядело.

СССР 1981 импорт овощей фруктов (тонн)
1Овощи консервированные430697
2Яблоки415077
3Апельсины335845
4Фрукты ( другие, приготовленные)193023
5Соки (другие)131164
6Лимоны и лаймы98151
7Помидоры96151
8Картофель85000
9Изюм79813
10Овощи свежие (другие)57711
11Бананы56566
12Лук53373
Итого по всем пунктам2293208

Обращает на себя внимание, предпочтение малопортящимся продуктам ("прекрасные овощехранилища"), ну а также мизерное количество фруктов - приснопамятных бананов по 200г на человека в год.

Для РФ все выглядит по много лучше (тонн)
1Бананы978504
2Яблоки931232
3Лук615321
4Помидоры550528
5Апельсины490955
6Мандарины479331
7Виноград380657
8Слива377297
9Фрукты (приготовленные, другие)307683
10Лимоны и лаймы203911
11Овощи маринованные167733
12Капуста166729
Итого по всем пунктам8953190

Почти миллион тон бананов, или почти по 7 кг на человека в год - вполне понятно, почему даже в селах можно теперь встретить пенсионеров жующих бананы.
Ну и общее количество овощей/фруктов - 8.6 кг на человека в 1981г и 63кг на человека в 2007 - почувствуйте разницу.
Выводы каждый может сделать сам.

Date: 2010-04-16 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
Спасибо за графики и анализ

Date: 2010-04-16 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
Всегда пожалуйста. Я надеюсь в скором времени запостить разблюдовку какое зерно СССР выращивал, а какое и откуда импортировал. Для прояснения ситуации - "каждая третья буханка из импортной пшеницы" vs "СССР в основном импортировал зерно на корм скоту". Так что "оставайтесь с нами" (с) :)

Date: 2010-04-16 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] russian-savage.livejournal.com
А в цифрах учитывается, что в СССР жило почти в 2 раза больше народу чем в РФ?

Date: 2010-04-16 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
Там, где килограммы на человека - само собой да. Там, где просто доллары/килограммы - также естественно нет. Если смотреть импорт продуктов на человека, то РФ до уровня СССР еще не доросла: 187 долларов 2009 на человека для СССР-1981 и 179 для РФ-2007.
Если смотреть (импорт-экспорт)_продуктов/на человека, то 161 доллар для СССР-1981 и 122 доллара для РФ-2007 - это примерно на уровне СССР-1985/1986.
Удельные показатели - это хорошо - показывают продовольственную зависимость, но абсолютные для страны как бы не важнее в плане - где бы достать столько валюты. И основного вопроса - что бы такого продать не слишком нужное, чтобы купить нечто жизненно необходимое.

у автора кошмары

Date: 2010-05-13 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] justdoc.livejournal.com
http://kamaz2000.narod.ru/images/chart_08.png

Date: 2010-06-02 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] lenamoon.livejournal.com
Сегодня на Пятом канале обсуждают возможность введния талонов на продовольствие. В 21.00.



Date: 2010-06-02 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
Эти талоны относятся к советским талонам примерно как коса, которой косят, к косе, которую носят.
Социальные талоны много где ходят, прежде всего из-за того, что деньги неработающим/малоимущим в большинстве своем давать нельзя - пропьют и попрежнему останутся голодными. А с талонами чуть больший процент из них возьмет еду. К сожалению такая система тоже плохо работает - в США, например, такие обездоленные меняют талоны на деньги и все равно покупают выпивку/наркотики.

Date: 2010-06-29 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] veranto.livejournal.com
"Сразу видно, что сахар табак и вино вынуждены были экспортировать как СССР, так и РФ."

Может, Вы имели в виду, имортировать?

Date: 2010-06-29 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
спасибо, исправил.

Date: 2010-06-29 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] davnym-davno.livejournal.com
"Хорошо виден бугор в импорте, связанный с отставкой Хрущева и замирение народа хавчиком."

Немного не так. Под занавес деятельности Хрущева имел место кпупнейший неурожай 1963 года, поставивший страну на грань голода. В 1965 году снова имел место неурожай, хотя и в более легкой форме. В обоих случаях спаслись за счет увеличения импорта, частично - за счет расходования стратегических запасов продовольствия. В последующие годы эти запасы восполнялись в том числе и за счет импорта (а откуда еще можно пополнить запасы кофе и шоколода?).

Какого-либо увеличения массового потребления импортного продовольствия в те годы не наблюдалось.

Date: 2010-06-29 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
Не согласен. Про не урожаи мне известно, но к ним надо добавить пердыдущие. Отказ рабочих Новороссийска загружать продовольствие для отправки на Кубу - это 1962 год. Тоесть с продовольствием уже плохо. А увеличение экспорта в 1.5 раза - это только 64,65.66 - потом падение на прежний уровень. Ни в 62 ни в 63 увеличения импорта нет, хотя с едой уже плохо. Кроме того, очевидцы утверждают, что "сняли Хрущева и сразу продукты появились", тоесть замиряли едой народ сразу, само собой пополняли истраченное из запасов позднее. Так что противоречий я в своей версии не вижу.

Date: 2010-06-30 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] davnym-davno.livejournal.com
Наверное, эти процессы Вы недостаточно полно представляете.
Например, при общем увеличении импорта продовольствия в 1963 году имели место разнонаправленные процессы, что удобно проследить на импорте хлеба и мяса.
Импорт пшеницы в 1963 году сосавил 3053 тысячи тонн, импорт пшеничной муки - 283 тысячи тонн, годом ранее соответсвуюшие показатели составляли 45 и 22 тысячи тонн.

Можно предположить, что дыры в советском снабжении точно так же затыкались импортным мясом. Отнюдь: закупки мяса и мясопродуктов по импорту в 1962 году составляли 149 тысяч тонн, а в 1963 году - только 37 тысяч тонн. Это было связано с подорожанием импортного мяса почти в полтора раза: в 1962 году тонна мяса стоила в среднем 391 доллар, а в 1963 году - 544 доллара. В этой ситуации власть, не считаясь с тяжелым продовольственным положением внутри страны, уведичила (постановлением Президиума ЦК КПСС) квоты на экспорт мяса и мясопродуктов. В итоге в 1963 году было экспортировано 83 тысячи тонн советского мяса, в 1962 году - 134 тысячи тонн.

Говорить, что с продовольствием стало плохо с 1962 года - неверно. С продовольствием было плохо все послевоенные годы, но в конце 1950-х годов за счет увеличения производства продовольствия и снижения норм стратегических запасов удалось повысить уровень потребления. Этот уровень удалось продержать какое-то время, затем выяснилось что ресурсов не хватает, а снижать потребление уже было нельзя по идеологическим соображениям. На эту ситуацию наложилось нарушение городского снабжения в результате быстрого роста городского населения. В конце 1950-х - начале 1960-х переселение из деревни в город ежегодно составляло сотни тысяч человек, в 1963 году этот показатель впервые превысил миллион, затем на несколько лет этот процесс замедлился, но, начиная с 1968 по 1974 год, исключая 1970-й, приток сельского населения в город ежегодно превышал миллион человек. Городская система снабжения за этим процессом не поспевала, что сказалось на городском потреблении.

Date: 2010-06-30 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
=Можно предположить, что дыры в советском снабжении точно так же затыкались импортным мясом.

Можно предположить и именно так и было. Для этого вполне достаточно посмотреть импорт мяса за 1962-1969 - хоть в долларах, хоть в тоннах и осознать как он изменился с отставкой Хрущева, и как упал через несколько лет после.

=Говорить, что с продовольствием стало плохо с 1962 года - неверно

Вот уж такого я нигде не говорил. Приписывать мне бредовые высказывания, которые я не делал - не надо. Вполне достаточно того бреда, который я сам написал. Все, что я сказал - это то, что с продовольствием было плохо уже до отставки Хрущева(и уж точно до "ужасного" 1963 года), при этом СССР не считал возможным закупать недостающее продовольствие в потребном объеме за рубежем, хотя финансы для этого имелись. А в период отставки, буквально на несколько лет СССР счел необходимым закупать в разы больше не только хлеба, но и мяса, и сигарет....

(deleted comment)

Date: 2010-06-29 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
Картошка прекрасно хранится и без современных технологий. СССР при этом, умудрялся сгноить половину урожая картошки. То же самое и с фруктами. Точно также можно посмотреть на хранение/продажу овощей/фруктов наших крестьян сейчас. Они абсолютно точно их ничем не обрабатывают(денег у них на это нет), однако сохраняется овощей/фруктов намного больше. Таких вещей, как разгрузка вилами я с развалом СССР не наблюдаю.
Было бы в СССР больше бананов - их точно также разгружали бы вилами и хранили в таких же овощехранилищах, как и картошку имея соответсвующий процент потерь.

Date: 2012-06-02 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] serj-peleng.livejournal.com
Картошка картошке рознь... помню как мы в Советской армии втихаря накопали на колхозном поле и заныкали в каптерке три мешка картошки, что бы жарить по ночам... какой же был облом, когда она через 3(!) дня превратилась в отходы... погода в тот год не сложилась в Белоруссии для картошки... а когда собирали она казалась такой хорошей...

Date: 2014-09-28 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] hleg.livejournal.com
Не прекрасно она хранится. Чтобы она хранилась, надо сначала после уборки понижать температуру, потом зимой удерживать и весною снова понижать. При этом контролируя влажность.

"Несовременный способ" - собрать, часть сразу продать, часть убрать в хранилища, которые откроются только весною (чтобы не вымораживать), потом продавать, пока жарко не стало. Два этапа распродажи по низким ценам (что не продал - потерял). И еще попробуй продай - сетям нужны постоянные поставщики, а не разовые, они предпочтут брать дороже, но у того, кто постоянно может поставлять. Современный - строить новые овощехранилища, позволяющие регулировать температуру и влажность с приемлемыми затратами. Плюс фасовочные линии, резко упрощающие жизнь и магазину, и покупателю.

Да, хранение в личном хозяйстве и в промышленных объемах, насколько понимаю, сравнивать смысла нет. Во-первых - трудозатраты разные. В личном хозяйстве что-то между делом можно сделать, в промышленном за все платить надо. Во-вторых количество иногда обращается в качество.

До кучи: средняя урожайность картофеля с советских времен выросла в разы. И еще вырастет, когда закроются те предприятия, которые выращивают картофель потому, что "ну а что еще делать" и останутся только те, которые на нем зарабатывают.

Date: 2014-09-29 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
> Не прекрасно она хранится.

Вы хотите сказать, что в США/ФРГ/... 80х годов (без современных [20хх годов] технологий) сгнивало более половины урожая, как в СССР? Разочарую вас - не было такого.

> Современный - строить новые овощехранилища, позволяющие регулировать температуру и влажность с приемлемыми затратами.

это технологии начала 20го века - ничего модернового в регулировании температуры, влажности и бережном отношении к овощам на 70-80 гг не было.

Date: 2014-10-04 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] hleg.livejournal.com
Я возражал исключительно на "прекрасно хранится".

США, ФРГ 80-х годов - емнип, продовольствие стоило гораздо дороже, чем в СССР. Вопрос именно в затратах на единицу продукции.

Что в СССР с мотивацией сельхозпроизводителей (-собирателей, переработчиков) было плохо - спорить невозможно. Заставить крестьянина работать на продажу можно только перспективой голодной смерти - увы, но постсоветский опыт это доказал. Тот же Казахстан "миллион пудов" собирает без удобрений, техники и российских студентов. Кушать хочется.

Date: 2010-07-03 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] istyxx.livejournal.com
Прекрасный материал. Было бы чудесно на графиках увидеть составляющие союзных республик и после 1991 - бывших союзных республик СССР.

Date: 2010-07-05 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
=Прекрасный материал.

Спасибо.

=Было бы чудесно на графиках увидеть составляющие союзных республик

Это врятли возможно. По крайней мере я ни разу не встречал цифр по распределению импорта по разным республикам. Некоторые товары бывают встречаются, а по всему питанию, да еще и за 30 лет - врятли.

=и после 1991 - бывших союзных республик СССР.

А вот это легко посмотреть: http://faostat.fao.org/site/535/DesktopDefault.aspx?PageID=535#ancor
Выделив страны, "Agricult Product. Total +", "Import Vaslue". Но на одной картинке с РФ они плохо смотрятся: во-первых у них денег не было, даже если было желание импортировать, во-вторых население меньше. Да и просто 15 линий на одном графике - это перебор.

Date: 2010-08-10 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksjos.livejournal.com
Очень интересный аналитический материал.Спасибо.

Date: 2010-08-21 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
всегда пожалуйста :)

Date: 2010-08-16 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] balintomsk.livejournal.com
бесполезный анализ, потому как не отражает причин и не показывает экспорт.

Если по ржаному зерну РФ традиуионно было на первом месте в мире, то импорт высшего сорта никогда не прекращался из Канады, за исключением периода когда Канада перестала экпортировать (афганский бойкот).

К тому же опять таки не учитывается товарный обмен за долги - истребители для Малазии в обем на пальмовое масло и т.д.

В общим этот анализ по годам после 1980-х - сплошная глупость

Date: 2010-08-21 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
=бесполезный анализ,

Бесполезный - не читайте

=потому как не отражает причин

это и не было целью

=не показывает экспорт.

пунктир на самом первом графике это что?

=К тому же опять таки не учитывается товарный обмен за долги - истребители для Малазии в обем на пальмовое масло и т.д.

Это официальные советские данные предоставленные fao они включают ровно то, что предоставил Советский Союз/Россия.

=В общим этот анализ по годам после 1980-х - сплошная глупость

:)

Date: 2010-12-11 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] alister-com.livejournal.com
Спасибо за статистику, очень мило, я смотрю на график импорта зерна, а вижу график цен на нефть — они же совпадают просто один и в один.

а то меня в комментах к посту про нефть всё пытаются убедить, что СССР никак не зависел от импорта.

http://alister-com.livejournal.com/300541.html

RE:

Date: 2012-09-23 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] pablidyaf.livejournal.com
Вы ошибаетесь. Могу отстоять свою позицию. Пишите мне в PM, поговорим. Подробнее... (http://kristina.quvoguwa.ru)

Date: 2015-02-01 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] olga pinchuk (from livejournal.com)
А есть ли информация о том, откуда в СССР вообще были овощи-фрукты? Есть мысль, что с Азербайджанской ССР, но никак не могу найти какую-то информацию о количестве и качестве поставок.Если Вам что-то подобное попадалось, буду благодарна!

Date: 2016-10-21 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] he1ge.livejournal.com
Автор, нехорошо народ в заблуждение вводить. Почему не рассматриваешь производство продуктов внутри страны? Только говядины в СССР в 1981 году было произведено за 3 млн. тонн. Что твой жалкий импорт по сравнению с этой цифрой?

Date: 2016-12-16 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mvksim.livejournal.com
Почему в статье о импорте не рассматривают производство внутри страны? И действительно, как же так можно))))))))))

Profile

bash_m_ak: (Default)
bash_m_ak

June 2017

S M T W T F S
     123
45678910
11121314 151617
18 1920 21222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 02:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios