bash_m_ak: (bashmak1)
В связи с в очередной раз всплывшей в инете цифре от Виткрофта про обжираловку мясом в 1921-1922 годах, пересматривал статью A. Markevich, M. Harrison "Russia's real national income: The Great War, The Civil War and Recovery, 1913 to 1928". И что-то меня резануло в их цифрах, я даже не сразу понял что, а потом вгляделся в цифры поголовья скота и уразумел. Поскольку я сам недавно разбирался цифрами совсправочников по поголовью, цифры у меня были в голове. Цифры вышеупомянутые авторы брали из тех же советских статсборников, поэтому расхождений больших не должно было быть, но они были.

Видно, что с 1920 по 1923 авторы брали поголовье на 1 января, а с 1924 на летнюю дату. В их ссылках, кстати, можно проследить что поголовье на 1923 и на 1924-28 у них идет из разных статсборников. Разница по зимним датам - частично из-за немного отличающихся цифр по разным статсборникам, а частично из-за с/без поправок. Почему авторов не встревожил полутократный рост поголовья за год, мне не понятно. С 1917-1919 - тоже какая-то ерунда. Возникла она, НЯП, из-за неправильной оценки 1917, а поскольку 1918 и 1919 шли отсчетом от 1917, а 1920 - уже из ЦСУ, то возникла такая вот нестыковка.
Эти данные можно поравить.
детали рассчетов )Все вместе выглядит так.

По-моему, стало намного разумнее и логичнее. Это также означает, что цифры M&Х по GDP надо корректировать.
bash_m_ak: (bashmak1)
В статсборнике "Основные элементы сельско-хозяйственного производства СССР 1916, 1923-1927 гг." численность скота и птицы приводится в двух вариантах - "Количество скота в крестьянских хозяйствах по материалам переписи 1916г. и весенних обследований 1923-1927" с и без поправок на недоучет. Таким образом можно проследить какого размера были эти самые поправки.

Для 1916 года а) крестьянские и частновладельческие хозяйства б) только крестьянские. Цифры в тысячах голов, округлены до целых, как и проценты (при рассчете процентов округление не использовалось).

30% недоучета - это весьма необычно. Динамика изменения недоучета вызывает вопросы о реальных цифрах 1916г.
bash_m_ak: (Default)
Оформляя таблицы для предыдущего поста, обратил внимание на статистику по Тобольской и Томской губерниям для 1916 года. И эта статистика меня просто убила. Посему выношу ее в отдельный пост - пусть она убъет еще и вас.

Для сравнения также приведена далеко не бедная Самарская губерния.
1916 год, третий год идет мировая война, в Тобольской губернии 3.4! лошади на хозяйство, 6.5!!! голов крупного рогатого скота и, в качестве довеска, 2.5 свиньи. Хлеб - практически исключительно пшеница, причем яровая. Посевов тоже очень не мало, но без фанатизма. А самое главное, что это средние данные. Вот такой вот "жюткий сибырЪ".
  ЗЫ. Посевы в десятинах, скотина в штуках, отношения округлены до первого знака после запятой.
bash_m_ak: (Default)
В статсборнике ЦСУ 1921года "Статистический сборник за 1913-1917 гг" приводятся погубернские данные и для переписи 1916, которая есть много где, и, что намного важнее, по переписи 1917, которая встречается намного реже. Если свести все данные в одну таблицу, предварительно выкинув губернии по которым данные заведомо не полны, а также сибирь, то останется 30 губрений.

По правому клику "открыть рисунок" картинку можно увеличить.
В приведенной таблице количество животных в штуках, площадь посевов в десятинах. Для Самарской, Симбирской и Ярославской губерний часть дворов в 1917 не посчитана, тоесть результат 1917г для этих губерний должен быть выше.
Если считать подборку данных губерний, как репрезентативную, то результат получается очень интересным: Озимые культуры, посчитанные летом 1917 были посеяны в конце лета 1916 -  при царе, когда о февральской революции еще никто не ведал. Похожий аргумент можно выдвинуть и по поводу скота - основной убой идет осенью и осенью же определяется сколько скота останется в зиму, на ремонт стада... тогда же определяется наличие кормов == физическую возможность увеличения поголовья. В отношении животных аргументы менее строги, между "февралем" и переписью забой с и без революции мог существенно отличатся. Единственное, что можно утверждать - никаких негативных настроений не было и количество животных оставленных на развод было велико.
Площади посевов озимых ржи и пшеницы выросли, тоесть крестьяне летом 1916 смотрели очень оптимистично на 1917 год и на свои возможности обработать увеличившиеся посевы. Собственно, даже сократившиеся посевы яровых не выглядят пугающе. Учитывая революционный развал ко времени сева яровых, количество посаженного вызывает уважение.
И сдается мне в отсутсвии февраля, при удавшемся апрельском наступлении, цифры посевов яровых были бы совсем иными, в случае прорыва блокады/выхода Турции из войны, существенно большими: торгануть союзникам зерно за реальные деньги захотели бы очень многие.
ЗЫ. в таблице возможны опечатки: качество оригинального документа не очень, да и цифр слишком много. Несколько ошибок я обнаружил, но не уверен, что это все.
детали.... )
bash_m_ak: (Default)
Недавно [livejournal.com profile] nilsky_nikolay написал пост с данными надоя одной отдельно взятой фермы в Ярославской губернии. В нем интересно то, что данные покрывают 40 лет. Я решил их изобразить в виде графика.

Ферма явно была очень не плохая, что видно по сравнению надоев с надоями в среднем по СССР 70 лет спустя. Но намного интереснее корелляция с урожайностью. Я взял ячмень, потому что из яровых его в Ярославской губернии сеяли больше всего. Лучше бы еще было взять сено, но по сену к сожалению данных меньше.

Видно, что урожайности ячменя и сена хорошо корелируют. А цена на сено наоборот - антикорелирует. Вообще, цена сена в 1914 как у ржи - это да.
Казалось бы у хорошей фермы не должно быть проблем с кормами, ан нет. Плохой урожай - нет молока.
bash_m_ak: (Default)
Давно обещал сделать картинку по сезонности поголовья - выполняю.
 Дело в том, что поголовье приводят на январь и на июль, а из-за сезонности колебаний поголовья эти данные напрямую сравнивать не всегда корректно. Как колебалось поголовье, согласно советским статсборникам, можно увидеть на картинке ниже.

Стоит заметить несколько важных моментов:
1) Данные на 1916 год в границах межвоенного СССР
2) когда вы видите в советских статсборниках данные на январь 1916 - это не переименованные данные летней переписи - это пересчитанные (судя по всему по коэффициентам мирного времени) из летней переписи данные. Именно поэтому на 1916г два набора разных данных июль/январь.
3) При резком падении поголовья данные июля намного меньше отличаются от данных января, см например 1930. ИМХО тоже самое должно быть и в 1916, а не так как это посчитано в совстатсборниках
4) сезонные колебания коров существенно меньше колебаний КРС.
5) При падении поголовья КРС, доля коров растет.
6) Данные 1918-22гг явно фуфель - поверить в такое количество коров летом 1921г решительно невозможно, да и динамика революционных лет выглядит более чем сомнительно.
bash_m_ak: (bashmak1)
 Я уже обращался к теме питания живности в СССР. Если те данные с помощью коэффициентов из статсборника 1960 пересчитать в убойный вес и объеденить с данными FAO (1961-сейчас), то получаются довольно занятные картинки.
Свиньи
lw1
Пришел застой и рост закончился.
Read more... )
bash_m_ak: (Default)
Когда я писал пост про мясо, у меня возникли вопросы по соотношению коров/КРС. После прочтения поста , я наконец решил их изложить "на бумаге".
Если рассмотреть статистику госкомстата, то соотношение коровы/крупнорогатый скот довольно сильно менялось со временем.
На промежутке 1916-2006 оно выглядит так


Read more... )

Profile

bash_m_ak: (Default)
bash_m_ak

June 2017

S M T W T F S
     123
45678910
11121314 151617
18 1920 21222324
252627282930 

Syndicate

RSS Atom

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 02:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios