bash_m_ak: (Default)
[personal profile] bash_m_ak
 
Соотношение цен колхозного рынка и государственных розничных цен
(государственные розничные цены = 100)

1940 1960 1970 1980 1985 1986 1987 1990 1990
Все продукты 148 135,37 164 221 251 252 279 303
картофель 169 177,03 177 375 428 421 360 312 353,57
овощи 158 167,65 208 289 279 275 286 295 459,02
капуста свежая 188
280 477 476 440 430

лук репчатый 123
153 198 260 274 217

огурцы свежие 127
220 227 224 243 244

помидоры свежие 158
211 249 247 238 287

Фрукты 139 152,11 176 258 276 275 251
266,89
Масло растительное 114 115 134 195 182 200 238 334 260,74
Мясо 183 143,9 160 175 258 260 232 388 413,68
Молочные продукты 142 127,85 154 287 281 355 321
334,54

Коментарии излишни.
UPD. Собственно, для меня основной вывод из данных цифр - доказательство того, что дефицит продуктов действительно нарастал. И, если для 80х, особенно конца 80х, это более-менее очевидно для всех, то по поводу 60-70х - аргументировть это намного сложнее - слишком давно было. Второй пункт - косвенное доказательство выдуманности советской статистики по потреблению/производству сельхозпродукции: диета населения меняется медленно (см, например, японцев и мясо), поэтому если  реляции говорят о сильном увеличении производства мяса и, соответсвенно, увеличении его продаж, то разрыв цен государственые магазины/рынок обязан уменьшатся. Рас разрыв рос, значит ни о каком увеличении производства продуктов говорить не прходится.
Ну и третий пункт. Как известно, "нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист, ради 300% прибыли", что же говорить о простых советских "завсклад/товаровед/директор магазин"(с)Райкин. Бессмысленно бороться с нарушениями в советской торговле при таких соотношениях - если прибыль выше, чем в наркобизнесе, а возможные риски намного меньше, результат может быть только один.
ЗЫ. Интересно было бы из этих соотношений посчитать реальные равновесные цены на продукты, а также действительное предложение в магазинах  по сравнению с рынком. 


Данные за 1940,1980,1985,1986,1987 года из статсборника РСФСР 1987. За 1990 - из статсборника РСФСР-1990. Первая колонка 1990 из таблицы "соотношение цен...", вторая колонка получена делением данных из таблиц "средние государственные розничные цены" и "средние цены на сельскохозяйственные продукты на колхозном рынке". Данные за 1960г из статсборника СССР-1960 и принадлежат СССР в целом, а не РСФСР.
В главе Фрукты-1960 находятся "свежие яблоки", Молочные продукты-1960 == молоко. Молочные продукты-1990==сыр. Мясо-1960 == говядина(разница между говядина/свинина не большая). Мясо-1990 == мясо(включая мясо птицы).

Date: 2011-01-28 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] faf2000.livejournal.com
Очень интересная табличка!

>Коментарии излишни.

А вот с этим не соглашусь. Комментарии как раз бы не помешали.
Интерпретировать данные можно по-разному.

Date: 2011-01-28 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] nilsky-nikolay.livejournal.com
Подозреваю, что автор имел в виду то, что, судя по разнице цен в магазинах и на рынках, в государственной торговой сети предложение по качеству и количеству не соответствовало спросу, который перемещался на рынке, что, при ограниченном предложении, вызывало постоянный относительный рост цен на продовольствие.
Либо речь можно вести о постоянном росте скрытых дотаций на продовольствие посредством регулирования государственных розничных цен. Но мне кажется, что первая логика ближе.

Date: 2011-01-28 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] faf2000.livejournal.com
Тут действительно без комментариев мало что понятно. Я вплотную темой не занимался. Было бы очень полезно, на мой взгляд, понять причины роста денежной массы в СССР и растущего разрыва в магазинных ценах и на рынке

Date: 2011-01-28 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] mr-catt.livejournal.com
Соглашусь с предыдущим оратором. Я, например, ничего не понял. Что следует из этих данных и о чём они свидетельствуют? То, что таки был дефицит?

Date: 2011-01-28 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] siniy-shar.livejournal.com
Совки иногда любят говорить, что все продукты можно было купить на рынке. Теперь сокам можно показать, по каким ценам.

Date: 2011-05-09 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] midgard-msk.livejournal.com
А что, нельзя, что ль?

(no subject)

From: [identity profile] siniy-shar.livejournal.com - Date: 2011-05-10 08:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] midgard-msk.livejournal.com - Date: 2011-05-10 11:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siniy-shar.livejournal.com - Date: 2011-05-10 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] midgard-msk.livejournal.com - Date: 2011-05-10 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siniy-shar.livejournal.com - Date: 2011-05-10 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] midgard-msk.livejournal.com - Date: 2011-05-10 11:54 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-28 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] unknown128.livejournal.com
Good that you write again.

I for once am surprised how low the difference was before the 80s.

While I hered that under Stalin there was not much "defizit" since even the things in the stores were hardly availible, the low difference for the 60s and the 70s is rather surprising.

Date: 2011-01-28 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com
Таблицу стоило бы дополниьь двумя колонками. Цены в госторговле и средняя зарплата в стране. Тогда действительно комментарии будут излишни.

Date: 2011-01-29 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] siniy-shar.livejournal.com
"двумя колонками. Цены в госторговле и средняя зарплата в стране"

В госторговле ничего не было, все было на рынках по ценам, приведенным в таблице. Если рядом с этими ценами поставить среднюю зарплату, тов се становится ясно, да.

Date: 2011-01-29 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com
"В госторговле ничего не было"

а очереди стояли в магазинах просто так?

(no subject)

From: [identity profile] seven-arrows-is.livejournal.com - Date: 2011-01-30 06:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-01-30 11:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siniy-shar.livejournal.com - Date: 2011-01-31 12:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-30 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com
а что даст цифра средней зарплаты? ведь на арплату ещё одежда покупается, мебель, всякие бытовые предметы. плюс парт-проф- и прочие взносы, поборы всякие, налоги, подписки... так что нужна не цифра средней зарплаты, а та цифра из средней зарплаты, что шла на покупку еды.

но тогда совсем грустно было бы.

Date: 2011-01-30 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com
" ведь на арплату ещё одежда покупается, мебель, всякие бытовые предметы."

Так дорогу осилит идущий. Для прикидочной оценки в любом случае нужно знать среднюю зарплату по стране, ведь и сейчас не вся зарплата уходит на питание. Таблица же наруку сторонника советского строя. Я судя по своим воспоминаниям думал , что разница цен на рынке по сравнению с госторговлей была куда больше, а тут оказывается что даже в годы излета СССР, то есть в год полного хаоса и распада , ситуация была очень и очень неплохой.

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-01-31 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-01-31 06:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-01-31 07:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-01-31 08:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-01-31 09:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unknown128.livejournal.com - Date: 2011-01-31 09:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-01-31 09:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-01-31 11:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-02-01 09:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-02-01 10:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-02-01 11:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-02-01 07:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-02-01 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-02-02 05:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unknown128.livejournal.com - Date: 2011-02-02 11:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-02-02 11:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-28 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] bgv-1978.livejournal.com
А Вам не кажется, что в сухом остатке мы имеем среднюю температуру по больнице?

Date: 2011-01-28 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
нет, не кажется. Конкретные проявления дефицита мяса, на основании дневниковых записей я рассматривал с пол года назад, когда искал цены на рынке. Никаких противоречий с тем что я тогда читал, я не вижу. Если же вы, про неравномерность распределения продуктов по стране и, соответсвенно, разную доступность, то это продемонстрировать в цифрах намного сложнее, в связи с отсутсвием данных. Даже даты введения талонов по различным территориям невозможно найти.

Date: 2011-01-28 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] bgv-1978.livejournal.com
"... Если же вы, про неравномерность распределения продуктов по стране и, соответсвенно, разную доступность..."
Именно об этом! Ибо сам факт различия в ценах на продукты питания на колхозных рынках и государственных розничных цен говорит о дефиците на данную продукцию, а уровень дефицита можно оценить по величине такого расхождения. Т.е. без учёта территориального фактора "и не туды, и не сюды" (с)

Date: 2011-01-28 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] unknown128.livejournal.com
"Второй пункт - косвенное доказательство выдуманности советской статистики по потреблению/производству сельхозпродукции: диета населения меняется медленно (см, например, японцев и мясо), поэтому если реляции говорят о сильном увеличении производства мяса и, соответсвенно, увеличении его продаж, то разрыв цен государственые магазины/рынок обязан уменьшатся. Рас разрыв рос, значит ни о каком увеличении производства продуктов говорить не прходится."

I have some doubts, in Japan I think, meat just wasnt a much used product, it was "strange" just like "krivetki" were strange for Russians in sovjet times and so people just had to get used to it first.
On the other hand in Russia meat was consumed since ancient times and meat consumption was always a symbol for wealth, so it is logical that people had to consume more and more since they had the money for it. So you have to prove that the salerys of the people didnt rise, for if they rose faster then meat production (even if it rose fast), then it is logical that a deficite was created.

Date: 2011-01-28 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
Однако теперь же криветки в РФ вполне себе потребляют под пиво в больших масштабах. Также как и в Японии потребляют мясо. Скорость с которой народ "привыкает" - она не большая. Даже если у вас резко увеличилась зарплата, вы не станете ежедневно есть рябчиков с ананасами, а будете постепенно менять свою диету. Для моей бабушки, например, то, что я зачастую ем одно мясо без гарнира - дичь и сама она никогда так есть не будет. Гарнир без мяса - может, а мясо без гарнира - никогда.
Если рассматривать голод и нормальное потребление, то да, могут быть существенные скачки в потребление каких-то продуктов. Но при обычном потреблении такого не бывает.
Точно также вплоть до сего дня РФ сверхнормативно потребляет картофель. Его потребление падает, но очень медленно, даже в домохозяйствах, где вполне себе могут позволить и много мяса и много других овощей.
Привычка - вещь стойкая.

Date: 2011-01-28 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] unknown128.livejournal.com
I just read that in the Breshnev time salerys were strongly increased, while production grew far slower, so the prices were artificialy kept low, so soon there was nothing more to buy in stores and only in places like the markets were the prices equaled the real worth of tho money.

How true is this?

(no subject)

From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com - Date: 2011-01-31 07:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unknown128.livejournal.com - Date: 2011-01-31 10:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-30 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] faf2000.livejournal.com
>для меня основной вывод из данных цифр - доказательство того, что дефицит продуктов действительно нарастал

Данная таблица никак не доказывает нарастание дефицита самого товара. Ведь потребление мяса могло увеличиваться и судя по всему увеличивалось. Просто по заведомо низким гос ценам оно сметалось с полок еще быстрее ввиду увеличение денежной массы у населения.
Если бы сегодня появились бы магазины, где мясо продавалась бы по фиксированным ценам в 3 раза дешевле, то там тут же образовались бы очереди. Но разве это говорило бы о наличие дефицита?

>поэтому если реляции говорят о сильном увеличении производства мяса и, соответсвенно, увеличении его продаж, то разрыв цен государственые магазины/рынок обязан уменьшатся.

Совсем не обязан, учитывая увеличение денежной массы у населения
(deleted comment)

Date: 2011-01-30 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] faf2000.livejournal.com
>Это говорило бы об отсутствии мозга у создателей таких магазинов. Товары из них мигом бы
>скупались без всяких очередей, кем надо и
>продавались бы на ближайшем рынке по рыночным
>ценам, без всяких очередей, опять же

И тем не менее товары в магазинах были, иначе там не было бы очередей. И люди выстаивали там очереди, имея возможность купить, скажем, мясо на рынке. Но на рынке оно было дорогим, как и при сегодняшней рыночной торговле.
Если бы сейчас была возможность, выстоять очередь и купить продукты раза в 3 дешевле, огромное количество людей выбрало бы очередь

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-01-30 09:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] faf2000.livejournal.com - Date: 2011-01-30 09:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-01-31 11:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-01-31 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-01-31 09:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] roving-wiretrap.livejournal.com - Date: 2011-01-31 05:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siniy-shar.livejournal.com - Date: 2011-01-31 12:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-30 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] siniy-shar.livejournal.com
"Если бы сегодня появились бы магазины, где мясо продавалась бы по фиксированным ценам в 3 раза дешевле, то там тут же образовались бы очереди. Но разве это говорило бы о наличие дефицита? "

Это говорило бы об отсутствии мозга у создателей таких магазинов. Товары из них мигом бы скупались без всяких очередей, кем надо и продавались бы на ближайшем рынке по рыночным ценам, без всяких очередей, опять же.

"Совсем не обязан, учитывая увеличение денежной массы у населения"

Увеличение ничем не обеспеченной денежной массы у населения.

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-01-30 11:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siniy-shar.livejournal.com - Date: 2011-01-31 12:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-zhukovf.livejournal.com - Date: 2011-01-31 06:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siniy-shar.livejournal.com - Date: 2011-02-01 05:05 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-30 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
=Ведь потребление мяса могло увеличиваться и судя по всему увеличивалось

Судя по всему оно не увеличивалось - я более склонен доверять динамике, демонстрируемой бюджетными исследованиями.

=Просто по заведомо низким гос ценам оно сметалось с полок еще быстрее ввиду увеличение денежной массы у населения

В оталоненное время говорить о зависимости доходов и покупок госмяса - довольно странно - 2кг/месяц и свободен. А в доталонный период никакого резкого увеличения денежной массы не было.


=Но разве это говорило бы о наличие дефицита

Именно об этом очереди бы и говорили - о наличии дефицита мяса по данной цене.

=Совсем не обязан, учитывая увеличение денежной массы у населения

Вы неявно предполагаете, что человек потребляет столько мяса, сколько может купить, а на самом деле это не так и при изменении доходов, диета человека меняется незначительно (ситуацию с голодом, я надеюсь, мы не рассматриваем).

(no subject)

From: [identity profile] faf2000.livejournal.com - Date: 2011-01-30 08:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com - Date: 2011-01-31 07:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-30 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] unknown128.livejournal.com
I believe it would be interesting to see how much meat and other products a sovjet citezen could have purchaced buying on the market, I think if the "market prices" are the real prices they should be used to asamble the "potrebitelskaya korzina" of the sovjet people.

Date: 2011-01-31 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
Да, пожалуй я это как-нибудь посчитаю. Но даже если смотреть по реальным ценам - по тем, по каким покупали в среднем не очень много получается http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_15g.htm

(no subject)

From: [identity profile] afanarizm.livejournal.com - Date: 2011-02-02 05:49 pm (UTC) - Expand

Profile

bash_m_ak: (Default)
bash_m_ak

December 2024

S M T W T F S
1234567
891011121314
151617181920 21
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 2nd, 2026 05:08 am
Powered by Dreamwidth Studios